A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
МАОУ Центр образования
"Верх-Тулинский"
Новосибирская область, Новосибирский район, село Верх-Тула

 В последние годы продолжает выстраиваться и постоянно меняться система работы по профилактике конфликтов и социально нежелательных проявлений среди несовершеннолетних. В частности, это касается отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие к общественным институтам. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии и насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников.

1 июня 2012 года вышел Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка». В данном документе среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия», есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке  участников службы школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и педагогов образовательной организации. Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет высокую степень педагогической целесообразности.

Овладение методом школьной медиации, участие в группах сверстников позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно  обучить  обучающихся  проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.

Руководитель:

Сафронова Татьяна Сергеевна.

Содержание программы:

      I.            Вводный блок: демонстрация формата занятий, введение правил групповой работы, расширение представлений подростков о содержании работы медиатора.

Материалы: ватман, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки ручки, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для записей, стеклянная бутылка.

   II.            Блок «Прикладная конфликтология»: расширение представлений подростков о психологической сущности конфликтов, о причинах конфликтов, с которыми могут столкнуться школьные медиаторы, о способах их разрешения.

Материалы: ватман, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки ручки, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для записей.

III.            Блок «Технология медиации»: Практические занятия направленные на  создание условий для выявления закономерностей эффективной коммуникации и формирования навыков  реализации медиативных технология.

Материалы: ватман, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки ручки, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для записей.

IV.            Блок "Мотивационное решето": создание условий для рефлексии собственных личностных качеств, значимых для выполнения функций медиатора.

Материалы: ватман, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки ручки, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для записей.

   V.            Итоговый блок: контроль достижений, создание условий для рефлексии участниками собственных успехов.

Материалы: ватман, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки ручки, иллюстрированные журналы, ножницы, клей, бумага для записей, скотч.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Формирование мотивации к работе в Школьной службе примирения, принятию ценностного аспекта восстановительных технологий, формированию активной жизненной позиции.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:

Личностные:
- ориентация в системе моральных норм;

- доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

- позитивная моральная самооценка;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные
Регулятивные УУД:

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учиться прогнозировать последствия своих поступков;

- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

-планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью педагога;

- учиться исследовать свои качества и свои особенности;

- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;

- учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;

- делать выводы в результате совместной работы в группе;

- моделировать различные жизненные и учебные ситуации;

- усваивать разные способы запоминания информации;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

- адекватно воспринимать оценку педагога. 
Коммуникативные УУД:

- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

- учиться работать в паре и в группе;

- выполнять различные роли;

- слушать и понимать речь других ребят;

- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

- учиться позитивно, проявлять себя в общении;

- учиться договариваться и приходить к общему решению;

- учиться понимать эмоции и поступки других людей;

- овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться контролировать свою речь и поступки;

- учиться толерантному отношению к другому мнению;

- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

- формулировать своё собственное мнение и позицию;

- учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Предметные:
К концу обучения курса учащиеся получат возможность знать:

- основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;

- алгоритм проведения восстановительной медиации;

- виды и специфику конфликтов;

- способы эффективного общения;

-  основные понятия в конфликтологии;

- способы конструктивного решения конфликтов;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- приемы активного слушания.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Реализация мероприятий программы позволит участникам получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также помочь адаптироваться в школьной среде, проявить свою индивидуальность, инициативность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям без конфликтного конструктивного общения.

Проект при поддержке компании RU-CENTER